?

Log in

[Цикл "Городские прогулки" - главная][маршрут 1][маршрут 3]

Маршрут 2. ул. Кремлёвская – ул. Татарстан – Старая Татарская слобода

Kazan_Route2
Длина маршрута - 5 км

Этот пешеходный маршрут мы начнём от центрального входа в Кремль (1). В прошлый раз я уже обращал внимание на Кремлёвскую улицу, отходящую от Кремля на восток параллельно Бауманке, но тогда было выбрано другое направление. На этот раз мы пойдём именно по ней. Улица не является пешеходной, однако и важного транспортного значения не имеет, так что машин здесь немного, да и народу тоже. Улица проходит по району Казани, который исторически заселялся русским населением, и улица представляет собой воплощение русских традиций архитектурного стиля. Открывается она зданием Казанского музея и уходит вглубь города чуть более, чем на километр.
Kazan_R1_6
Начало Кремлёвской улицы (1)
На ней же располагается и достаточно заметное здание Александровского пассажа (2).

Kazan_R2_2
Александровский пассаж (2)

Здание республиканской прокуратуры особо ничем не примечательно, но меня, как человека который в своей казанской поездке лишь знакомился с татарским языком, просто умилило обозначение на входе.

Prokuraturasy
Однако меткий же всё-таки татарский язык! J

Пройдя по Кремлёвской до конца, выйдем к Казанскому государственному университету (3), который знаменит тем, что здесь учился Владимир Ильич Ульянов. Напротив стоит и памятник – ещё молодому Ильичу, который так и подписан – Ульянов – не Ленин. Саму площадь рядом с памятником, студенты почему-то нарекли «сковородкой».

Kazan_R2_3
Молодой Ильич (3)

Улица заканчивается – теперь имеет смысл спуститься по ней вправо на Бауманку и выйти к площади Тукая, с которой мы начинали и на которой заканчивали 1-й маршрут. Улица, которая уходит от площади Тукая на юг называется улица Татарстан. Теперь наш путь пройдёт по ней. Через пару кварталов с левой стороны от нас увидим обширный водоём – это озеро Кабан. Точнее, называется оно Нижний Кабан и образует первую часть каскада из сразу трёх озёр – Нижнего, Среднего и Верхнего Кабанов, которые уходят в восточную часть города.

На берегу озера размещёно здание театра Камалла (4).

Kazan_R2_4
Театр Камалла, оз. Кабан (4) - вид с точки (5)

Сойдём с улицы Татарстан налево на южную часть набережной Кабана – вот она уже перед нами – Старая Татарская слобода. Если пройденная нами ранее Кремлёвская представляла собой архитектурный ансамбль исторически русской части города, то в примыкающих к нашему нынешнему местоположению кварталах в основном селились татары, поэтому и архитектура здесь наполнена национальным колоритом.

Kazan_R2_5
Одно из старинных деревянных зданий Старой Татарской слободы (5)

Также здесь достаточно много мечетей (6,7,8,10,11). Они, конечно, по сравнению с красавицей Кул-Шариф выглядят бледно, и всё-таки достаточно колоритно. К сожалению, так вышло, что в у меня в дни посещения татарской столицы выпало не очень много времени для полновесной прогулки по Старой Татарской слободе, да и из-за узких улочек и неудачного освещения не всегда удавалось взять хороший ракурс того или иного места, поэтому, каюсь, часть фотографий будут не мои – в этих случаях, разумеется, будут ссылки на источники. Вообще, район слободы достаточно большой и с неявно определёнными границами, поэтому гулять по нему можно долго, необязательно по обозначенному заранее по карте маршруту. Я же, пожалуй, на этом окончу повествование, ограничившись кадрами наиболее интересных мест.

Kazan_R2_6
Мечеть Марджани (6)

Kazan_R2_7
Апанаевская мечеть (7) (источник, автор - Линар Юсипов)

Kazan_R2_8
Минарет Бурнаевский мечети (8)

Kazan_R2_9
Дом Шамиля - музей Габдуллы Тукая (9) (источник, автор - Kazaneer)

Kazan_R2_10
Султановская мечеть (10) (источник, автор - Максим Клеткин)

Kazan_R2_11
Сенная Мечеть (11) (источник, автор - Untifler)
[Цикл "Городские прогулки" - главная][маршрут 1][маршрут 3]

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)
[Цикл "Городские прогулки" - главная][маршрут 2][маршрут 3]

Татарстан всегда был особенным регионом нашей страны. Центр одного из наиболее многочисленных государствообразующих народов России, гордый и независимый, летучим белым барсом расправил крылья над центром Поволжья. Татарстан – регион больших амбиций, спортивных достижений и великой истории, которая всегда по-разному соотносилась с историей российской. Знавала она и сложные времена – во времена Волжской Булгарии (именно отсюда, согласно распространённой среди татар точки зрения и ведётся история этого народа), времена Золотой Орды и Татарского Ханства. Но как бы то ни было, вот уже 400 лет Россия и Татарстан идут вместе одним путём, а всё накопившееся за много лет историческое наследие теперь – одно из сокровищ региона и его столицы – 1000-летней красавицы-Казани.

Вообще-то, положа руку на сердце, в 1000-летней истории Казани есть элемент лукавства. В городе ещё есть люди, которые помнят, как Казань праздновала 750-летие, но потом, видать, пошукали бравые татары по сусекам, и обнаружили новые факты, подарив городу ещё почти четверть века истории. Впрочем, осуждать за это не имеет никакого смысла, поскольку подготовились они к этому юбилею на славу, и преобразили Казань так, что она теперь и вправду является одним из красивейших городов России.

И недаром именно столица Татарстана была выбрана мной для начала новой рубрики моего ЖЖ – «Городские прогулки», который отныне, надеюсь, станет регулярным.

Маршрут 1: ул. Баумана – Кремль – Набережная Казанки – пл. Султан-Галиева

Kazan_Route1
Длина маршрута - 7 км

Нашу прогулку по городу начнём с одной из центральных площадей – пл. Тукая (1). Вообще-то сама площадь ничем особым не примечательна – скорее, это такой транспортный узел. Отсюда в разные стороны отходят две пешеходные улицы – Санкт-Петербургская на восток и Баумана – на запад. Ну по Санкт-Петербургской мы прогуляемся в третьей части нашей виртуальной экскурсии, а пока двинем в исторический центр города – по знаменитой улице Баумана.

Я очень люблю пешеходные центральные улицы городов, потому что именно они, как правило, поддерживают городской колорит и лицо города, и чаще всего, именно рядом с ними размещены основные достопримечательности. Однако мне набило оскомину одно приевшееся сравнение – почему нужно их всех непременно сравнивать с московским Арбатом? Часто приходилось слышать, что вот Бауманка – это казанский Арбат, Большая Покровка – нижегородский Арбат. Да простят меня коренные москвичи, но Арбат за редким исключением вообще никуда не годится, если его сравнивать со знаменитыми пешеходными улицами других городов. И Бауманка – не исключение, хотя, на мой вкус, той же нижегородской Большой Покровке по колориту она уступает. Ну да ладно, вернёмся на маршрут.

Почти сразу после начала улицы (2) на глаза попадётся высоченный шпиль - колокольня Богоявленского собора – и это самое высокое здание всей Казани, если считать высоты относительные – даже кремлёвские башни ей уступают.
Kazan_R1_2
Богоявленский собор (2)

Далее особых архитектурных доминант на улице не очень много, и интерес представляют в основном сувенирные лавочки и другие магазины, а также кафе. Коме того, в дни моего посещения города (7-8 мая 2012) многие дома на Бауманке находились в стадии реставрации, притом от одного дома вообще остался один фасад, а с тыльной стороны увиденное почему-то напомнило Сталинградские хроники. И всё же улица оставляет приятное впечатление, а все неприглядности со временем уйдут в небытие – главное, что над ними ведется работа.

Ближе к концу улицы мы свернём чуть на север, чтобы полюбоваться на Петропавловский православный собор (3), который, будучи достаточно высоким и нестандартным, может сразу и не броситься в глаза, потому что зажат во дворах.
Kazan_R1_3 Kazan_R1_3
Петропавловский собор (3)

Вернёмся на Бауманку и продолжим путь.
Kazan_R1_4
Никольский собор (4)

И вот перед нами главная достопримечательность Казани – Кремль, увенчанный, не побоюсь этого слова, самым красивым и чарующим архитектурным сооружением, что мне доводилось видеть на территории России вообще – мечетью Кул-Шариф (7). Мечеть – новодел, построена в 2005 году, аккурат к 1000-летию города, но это вряд ли понижает её ценность, скорее даже наоборот воодушевляет отрадным фактом, что не перевелись ещё на земле российской талантливые архитекторы.
Kazan_R3_6 Kazan_R3_6
Вид на Кремль и мечеть Кул Шариф

Но до самой мечети ещё далеко, а на пути к ней ещё много чего интересного. Вход в Кремль находится на холме над тем местом, где заканчивается Бауманка, поэтому поднимемся туда. Над вестибюлем расположенной у подножия станции метро «Кремлёвская» есть чудная обзорная площадка, на которой установлен геральдический символ Казани – то ли дракон, то ли василиск Зилант (5) - и с которой открывается чудесный вид на белокаменную стену и мечеть.
Kazan_R1_5 Kazan_R1_5
Зилант (5)
Но поднимемся ещё выше, к площади перед Кремлём (6). В сторону от Кремля отходит очень симпатичная улочка – Кремлёвская, по ней мы в рамках прогуляемся в рамках следующего маршрута. Вход же на территорию Кремля проходит через Спасскую башню. На Московскую тёзку она, конечно, ни разу не похожа, хотя часы тоже присутствуют.
Kazan_R1_6 Kazan_R1_6
Начало Кремлёвской улицы и Спасская башня Кремля (6)
Внутри Кремля одна беда – многовато народа. Но территория очень хорошо благоустроена, есть много места и для того, чтобы погулять, и посмотреть на город с Кремлёвской стены, и отдохнуть в небольшом скверике, ну и, конечно, полюбоваться на местные архитектурные доминанты, коих в Кремле три. Татарстан не был бы Татарстаном со своим смешением русской и татарской культур, если бы недалеко от Мечети не стоял бы православный собор (8).
Kazan_R1_8
Благовещенский собор и памятник казанским зодчим (8)
Благовещенский собор тоже, безусловно, красив, хотя после космической красоты Кул-Шарифа всё-таки несколько блекнет. Во-вторых, есть к Кремле и своя «пизанская» башня – Сююмбике (9), которая имеет заметный наклон на бок.
Kazan_R1_9
"Падающая" башня Сююмбике (9)
Ну и наконец, сама мечеть Кул-Шариф (7), которую непеременно нужно посетить.
Kazan_R1_7 Kazan_R1_7
Kazan_R1_7
Мечеть Кул Шариф (7)

Вообще-то по мусульманским обычаям входить в мечети в обуви не разрешено, но местные ребята нашли разумный компромисс – на входе продают бахилы за 3 рубля – одеваешь их и алга внутрь. В центральный молебенный зал туристов не пускают, зато пускают наверх, на специальные смотровые площадки, откуда этот зал будет как на ладони. Белый мрамор, которым украшен интерьер культового сооружения, создаёт неповторимую светлую и свободную атмосферу, совсем не похожую на атмосферу христианских храмов – впрочем, лучше она или нет  - сказать, право же, невозможно. Здесь просто хорошо.
Kazan_R1_7 Kazan_R1_7
Внутри мечети (7)
Kazan_R1_7
Коран

Со стороны мечети, если подняться на стену, открывается симпатичный вид на город, в том числе на Центральный стадион. Точнее, с самой стены поля не видно, а вот с высоченных минаретов мечети наверняка и оно проглядывается очень хорошо. Отчего-то даже подумалось, не случайно ли бы была выбрана позиция для строительства Кул-Шарифа? J Говорят, в ближайшие годы в Казани хотят построить ещё одну мечеть, ещё больших размеров. Интересно, не приурочат ли её сроку к месту заложения нового стадиона для Чемпионата Мира 2018? J

Если отойти на противоположную, северную оконечность Кремля, то мы сможем увидеть внизу на огромной площади красивейшее белое здание с колоннами (10), оформленное в достаточно вычурном и изысканном стиле. Вот если не знаете, что это такое – никогда не догадаетесь. Это… здание министерства Сельского хозяйства республики Татарстан. Проще его называют Дворцом Земледельцев (иногда ехидно Дворцом Землевладельцев).
Kazan_R1_10
Дворец Земледельцев (10)
Чтобы вдоволь им полюбоваться – вернёмся к входу в Кремль и спустимся с холма на северную сторону – прямо на эту площадь. Вообще-то дворец Земледельцев всё ещё не признан полноценной достопримечательностью -  слишком много людей, который считают его архитектурную ценность сомнительной из-за якобы слишком сильной эклектики. Но мне здание исключительно нравится, поэтому остаётся верить, что все эти эстетические споры, граничащие со снобизмом, рано или поздно к концу подойдут.
Kazan_R1_10
Дворец Земледельцев (10)

А мы отойдём чуть дальше от Дворца через площадь на берег Казанки (11). По сути, это уже не столько река, сколько водохранилище. И учитывая, что Казань всё-таки сильно отдалена от Волги промзоной, именно Казанка является основным водоёмом по крайней мере в этой части города. Набережная реки ничем особым не примечательна сама по себе, но в целом виды открываются красивые. На нашем берегу, рядом с Дворцом Земледельцев, стоит каскад красивейших современных зданий элитного жилого комплекса, а на другом берегу реки высятся величественные новые районы города из стекла и стали.
Kazan_R1_11
Элитный жилой комплекс на набережной (11)

Kazan_R1_11
Новые городские района на противоположном берегу Казанки
Немного пройдём по берегу Казанки, чтобы затем свернуть вглубь городских кварталов и подняться на ещё одно очень любопытное место, которое называется площадью Султан-Галиева (12).

Вообще, конец XX – начало XXI веков можно считать не просто кризисом, а катастрофой архитектуры. Такого количества безликих серых стеклянных зданий, как жилых, так и чисто инфраструктурных, не рождалось ещё никогда. Стремление к финансовой эффективности стоительства в ущерб эстетике изуродовало облик не одного российского города, и очень приятно, что есть у нас места, где это всё           не так, где всё-таки есть красивая современная архитектура. Один из таких примеров мы уже видели на Набережной, а второй можно увидеть здесь – на пл. Султан-Галиева, где стоит очень красивый ансамбль современной архитектуры – элитных жилых и офисных зданий. И вот на это, право же, приятно посмотреть.
Kazan_R1_12 Kazan_R1_12
Kazan_R1_12
Элитный жилой/офисный комплекс на пл. Султан-Галиева (12)

Ну а теперь будем продвигаться ближе к центру по улице Пушкина, которая отходит в южном направлении от пл. Султан-Галиева. На ней тоже есть много недурных зданий, но по сравнению с увиденным, они всё-таки несколько блекнут. Улица Пушкина в конечном счёте выведет нас обратно к площади Габдуллы Тукая (1), где мы наш маршрут начинали. Здесь его и завершим.

[Цикл "Городские прогулки" - главная][маршрут 2][маршрут 3]

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

Городские прогулки

С этого дня в рамках моего ЖЖ стартует новая серия статей, посвящённая российским и не только городам, которые доводилось посещать в разное время и которые, возможно, ещё доведётся посетить в будущем. Для каждого города, который попадёт на страницы этой рубрики, будет проложен виртуальный маршрут (или несколько), по которому и будет осуществляться "прогулка" с комментариями - не энциклопедическими, но что называется, "from my heart".



Kazan_R1_7 RUS52_NizhniyNovgorod_05 RUS76_Yaroslavl_01 RUS53_VelikiyNovgorod_01




Статьи рубрики:
1. Казань. [маршрут 1][маршрут 2][маршрут 3]
2. Нижний Новгород (в разработке)
3. Ярославль (в разработке)
4. Череповец (в разработке)
5. Вологда (в разработке)
6. Рыбинск (в разработке)

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

Утро 4-го дня началось, как водится, с завтрака в отеле, после чего централизованно группой собрались в автобусе, который был призван отвезти нас из Соллентуны в город.

Route3
Маршрут 4-го дня

Первым пунктом программы этого дня стал ещё неисследованный ранее район города – остров Юргорден. Этот остров находится немного в стороне от центральной части и славится своими музеями. Основной здесь музей – этнографический Скансен, из прочих известных – музей сказок Астрид Лингрен (Юнибаккен) и музей корабля Васа (1). Свой выбор я остановил на последнем.

Васа, если кто не в курсе – это бывший флагман шведского флота, названный в честь прославленной королевской династии. Судно было настоящей гордостью шведского кораблестроения, преодолев за свою пусть и недолгую, но яркую жизнь расстояние в целых 2 километра! Дело было в 1628 году. После того, как оно проделало свой героический путь от пристани у Королевского дворца на более-менее открытое место залива, первый же налетевший на него порыв ветра так накренил корабль на борт, что в пушечные порты попала вода, и судно быстро, красиво и с пафосом ушло на дно при всём честном народе. Король Густав II был очень доволен вне себя от гнева и потребовал найти и сурово наказать виновников. Когда стали разбираться, оказалось, что главный проектант уже умер за год до своего возможного триумфа, а все инициативы по проекту исходили лично от заказчика – короля. Целью этих инициатив было то, чтобы корабль был самым быстрым в мире, что достигалось за счёт того, что корпус был слишком узок для такого огромного судна (и то это ещё проектировщики добавили 1 метр в тайне от самодержца), а раз корпус узкий, то и устойчивостью посудина не отличалась. По всему выходило, что сам Густав II и был единственным виновником. То есть, виновников не было. Да здравствует шведский суд, самый справедливый суд в мире! J

Годы шли, а судно всё ещё было под водой. И только спустя 333 года, в 1961, корабль удалось поднять на поверхность и доставить в док. Оказалось, что из-за отсутствия в Балтийском море корабельных червей, корпус судна очень даже хорошо сохранился, что и позволило открыть на его базе музей.

А музей, конечно, чрезвычайно интересный. Собственно основной элемент экспозиции – сам корабль, вокруг которого организовано несколько смотровых площадок на разных уровнях.

Vasa Vasa

Vasa
Корабль Васа

Vasa
Макет Васы в миниатюре

Помимо этого, представлен ряд экспозиций, связанных с кораблём – с жизнью и бытом на нём, с его вооружением, управлением и т.п. А в конце концов в местном кинозале был ещё показ короткометражного фильма на русском языке про историю постройки, гибели и возрождения Васы. Вот всё-таки, молодцы шведы – из национального позора сумели сделать национальное достояние.

Музей остался позади, и я решил прогуляться по Юргордену и прилегающим к нему городским кварталам.

Stockholm_3_2
Вид на набережную северной части Стокгольма с точки (2)

Stockholm_3_3
Церковь св. Оскара (3)

Stockholm_3_4
Северный музей (4)

Stockholm_3_5
Одно из красивых зданий на Юргордене (5)

Надо признать, что остров Юргорден, в отличие от центра Стокгольма, очень зелёный и конечно, на нём значительно веселее летом. В Скансен, главный и крупнейший музей острова, я уже не пошёл – учитывая его величину, туда уж если и идти, то сразу на пол дня как минимум. Зато заглянул на огонёк в музей электротранспорта Стокгольма (6), находящийся в старом трамвайном депо. Вход, кстати, был абсолютно свободным.

TramMuseum TramMuseum
Раритетный транспорт Стокгольма. Трамвай на ходу и иногда даже обслуживает городские линии

Tram Tram
В кабине новенького вагона Bombardier Flexity Classic

После выхода из музея, ещё немного прогулялся по берегу залива (7).

Stockholm_3_7Stockholm_3_7

А потом, уже на последних минутах действия своего суточного проездного, прыгнул в трамвай, чтобы вдоволь покататься по местному 7-му маршруту и вернуться в центр города. Трамвай в Стокгольме весьма специфический. На самом деле, там есть целых 4 независимых системы, три из которых я не видел, но по сути это то, что у нас называется скоростной трамвай, а в Европе – LRT.

Юргорденская же линия 7-го маршрута скорее туристическая. Долгое время на ней катались только исторические трамваи, которые и сейчас продолжают бегать, но пару лет назад закупили и новенькие Бомбардье – в кабине которого я и побывал в музее. Причём исторические вагоны ездят от центра до музея, а новые – по более длинного маршрута, уходя вглубь Юргордена. Вот по этому, длинному маршруту я и прокатился, сделав крюк по острову и вернувшись на трамвае в центральную часть города.

Tram01 Tram04
Tram02 Tram02
Tram
Современные трамваи Стокгольма

Tram03
Линейный раритетный трамвай. На заднем плане - музей электротранспорта (6)

Ну а далее оставалось только провести оставшееся время до вечера в прогулках по уже изведанных районам города, на что оставалось почти 4 часа.
Stockholm_3_8 Ducks
Практически ручные утки на набережной Стокгольма (8)

Stockholm_3_9 Stockholm_3_9
Церковь святой Клары - доминанта центральной части города (9)

Время, как бы там ни было, подходило к концу и, пропустив на дорожку чашку доброго глёгга как последний глоток стокгольмской атмосферы, поехал вместе с группой на паромный терминал.

Паром Silja Galaxy был поменьше Европы, но даже чуть более комфортным – и каюта более уютная, и вибрации от двигателей не было такой (на Европе от этой вибрации все бутылки в Taxx Free дрожали, создавая малиновый звон), а в остальном всё было то же самое.
Galaxy
Паром Silja Galaxy (источник, автор - Kalle Id)

Ship Ship
Интерьеры парома

Ship
Каюта класса B

Между тем, основная программа путешествия была близка к концу. В последний день, после высадки в Турку, большая часть времени была потрачена на переезд через Финляндию и возвращение в Россию. Впрочем, удалось ещё 1,5 часа погулять по Хельсинки. Вот тут, если честно говоря, пришлось несколько пожалеть, что не выбрал вариант добраться до Москвы из Хельсинки поездом (на следующий день как раз нужно было попасть в Первопрестольную) – в этом случае можно было погулять по городу до вечера. Но теперь такой возможности не было, и оставалось только любоваться вполне симпатичными финскими пейзажами из окна автобуса. Когда короткий зимний день заканчивался, мы были уже у родных рубежей. Переход через границу (опять таможенники никого не досматривали), и под ногами русская земля. Первый для меня зарубежный выезд успешно состоялся.

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

Итак, предыдущая часть повествования была прервана в местечке под названием Соллентуна к северу от Стокгольма.



Route2
Карта маршрута (общая длина - 7,5 км)

Путь в город отсюда предстояло проделать на пригородной электричке, которая здесь носит название Pendeltag. Станция Соллентуна находится всего в двух шагах от отеля, а электрички ходят очень быстро и очень часто, так что проблемы не было никакой. Электричка весьма впечатлила. Никакого отношения к нашим она и близко не имеет, конечно же. Удобные кресла, бесшумный, плавный и очень быстрый ход.

Pendeltag Pendeltag
Стокгольмская пригородная электричка

Train
Скоростной поезд сообщением Стокгольм - Мальмё

Добрался от Соллентуны до центрального вокзала Стокгольма (12) я всего за каких-то 15 минут. Немного ещё покатавшись на метро, решил проехать дальше за станцию Гамла Стан, на остров Сёдермальм, выйдя на станции Mariatorget красной ветки (1).

С выбором я не прогадал. Район, располагающийся между этой станцией и берегом озера Меларен, по своей атмоферности не уступит самому Гамла Стану, только он ещё и находится на возвышенности, благодаря чему имеет интересный рельеф, а с небольшой набережной (2), выходящей на озеро, открывается просто невероятный вид на район ратуши и Старый город.

Stockholm_2_2 Stockholm_2_2
Stockholm_2_2 Stockholm_2_2
Виды с набережной Сёдермальма (2)

Нагулявшись по Сёдермальму, двинулся в Гамла Стан, который ночью не менее чудесен, чем днём.

Stockholm_2_3
Площадь Сторторгет (3)

Stockholm_2_4
Площадь Комнхамнсторг (4)

Выпив чашечку отличного глёгга (шведский аналог глинтвейна) в одном из местных баров, пошёл дальше, на берег Балтийского моря. Ну а далее просто наслаждался пейзажами, прогулявшись по всему берегу от Гамла Стана до острова Скеппсхольмен, который ночью привлекает к себе внимание за счёт красивейшего парусника Af Chapman

Stockholm_2_5
Пристань Гамла Стана (5)

Stockholm_2_6
Вид на Королевский дворец с точки (6)

Stockholm_2_7
Парусник Af Chapman на фоне ночного Сёдермальма - вид с точки (7)

Stockholm_2_8
Парусник Af Chapman (8)

Stockholm_2_8
Вид на Гамла Стан с точки (8)

Stockholm_2_9
Пристань в центральной части города, отель Radisson (9)

Вдоволь нагулявшись, уехал в центр на трамвае (о них поподробнее в следующей части обзора) и, покрутившись по ночному даунтауну, пошёл на вокзал, ловить электричку обратно в Соллентуну, потому что дело уже катилось к полуночи.

Stockholm_2_10
Центральная площадь города Сергелсторг (10)

Stockholm_2_11
Центральная пешеходная улица Дроттнинггатан (11)

Удалось прогуляться и по Соллентуне. Очень уж хотелось посмотреть, как живут шведы вдали от городской суеты, и то, что я увидел, мне очень понравилось, тем более, что в это время в воздухе всё ещё витал рождественский дух. Почти у каждого домика была выставлена ель – к слову, настоящая, ни одной искусственной я ни в Швеции, ни в Финляндии не видел вообще – обязательно с горящей гирляндой. Никаких зелёных конусов, которые заполоняют российские города в последнее время и которые по невероятному недоразумению называются новогодними елками, тут нет.

Наличники окон также часто украшены еловыми ветками. В окне почти везде можно увидеть непременный рождественский атрибут – треугольник с 7 свечами или стилизованными под них лампочками. А перед крыльцом почти всегда стоят свечи настоящие. Всё вместе это создаёт картину абсолютного уюта и даже какого-то волшебства. Молодцы скандинавы – умеют создать из мелочей праздничное настроение.

Candles
Треугольник с 7 свечами - традиционный скандинавский рождественский атрибут (снято на пароме)

Santa
Такие миниатюры нередко можно встретить в Швеции. В данном случае, снято у окна одного из домов на Сёдермальме

Что до Соллентуны, то вообще она оказалась достаточно интересным местом, находясь на возвышенности и спускаясь достаточно крутым откосом к небольшому озерцу. Днём, наверное, здесь есть, на что посмотреть. А я искал хотя бы одну архитектурную достопримечательность и нашёл её – на самом высоком месте холма, на котором стоит посёлок, оказалась вполне симпатичная церквушка.

Sollentuna

На этом, собственно, день и завершился – пора было возвращаться в гостиницу. Завтра ожидало быть не менее интересным.


Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

Рассвет медленно приближался к Скандинавии откуда-то со стороны российских берегов, однако над шведской частью Балтики всё ещё стояла кромешная темнота. Паром, между тем уже приближался к Стокгольму. Пробуждение было ранним – нужно было ещё позавтракать на пароме, после чего фактически сразу выходить на терминал. Довольно скоро мы уже стояли в ожидании автобуса на шведской земле. Можно было поставить себе ещё одну галочку. Всё-таки, Финляндия когда-то была частью России, а вот стокгольмская земля – ни разу. Так что можно сказать, что я наконец-то попал в настоящую заграницу.

Route1
Расположение основных объектов первой части 3-го дня
Первым пунктом программы была обзорная экскурсия по городу. Толку, впрочем, в ней было мало, потому что до рассвета было ещё далеко, и хоть ночной Стокгольм и прекрасен, но только не из затонированных окон автобуса. После проезда по музейному острову Юргорден и по центральной части города, мы выехали к Ратуши (1), где была первая остановка.

Stockholm_1_1
Ратуша (1)

Stockholm_1_1
Утренний Стокгольм. Вид на Старый город со стороны Ратуши (1)

В это время, наконец, начало светать, и к тому времени, как мы подъехали к Старому городу – Гамла Стану. Здесь после короткой экскурсии по Рыцарскому острову (2) нам было предоставлено почти трёхчасовое свободное время, пока автобус возвращался на пристань и забирал прибывающих на пароме из Хельсинки. И вот тут-то я, наконец, и погрузился в атмосферу города, который поразил меня до глубины души и остался в сердце на долгие годы. В атмосферу самого красивого города, в котором мне приходилось бывать.

Утро – пожалуй, лучшее время, когда стоит знакомиться с незнакомым городом. Народу на улицах мало, кругом тишина и уют. И именно в это время просыпающийся город открывает своё лицо, именно в это время лучше всего чувствуется его дух. Просыпающийся Стокгольм был прекрасен. Гамла Стан представляет собой достаточно обширную, сохранённую с давних времён историческую зону с узенькими мощёными улочками, красивейшей архитектурой. Днём здесь тоже здорово, но много народу, а сейчас, если не считать просыпающихся шведских лавочников, неспешно готовивших свои заведения к открытию, и редких ещё русских туристов, на улицах было совершенно пусто. Было ощущение, что попал не просто в другую страну, а в другой мир, в другое время. Ходить по Старому городу можно буквально бесконечно. Каждая улица, вроде чем-то и похожа на предыдущую, но не такая, имеет своё лицо. А чего только стоит самая узенькая улочка города, ширина которой всего 90 сантиметров?

Stockholm_1_2
Церковь Риддархольмена, Рыцарский остров (2)

Stockholm_1_3 Stockholm_1_3
Центральная площадь Старого города - Сторторгет (3)

Stockholm_1_10 Stockholm_1_8

Stockholm_1_9
Улочки Старого города (10, 8, 9)

WideStreet
Переулок Мортена Тротзига (5) - самая узкая улица города - ширина 90 см

Bicycle
Велосипед - одно из главных средств передвижения местных жителей в центре. Причём никто и не думает их привязывать. Даже многочисленных русских туристов никто не боится :)

Stockholm_1_4 Stockholm_1_4
Немецкая церковь (4) - одна из доминант Гамла Стана

Stockholm_1_6
Площадь Комхамнсторг (6)

Stockholm_1_6
Вид на метромост и район острова Сёдермальм с точки (6)

Stockholm_1_7
Паром, выполняющий рейсы по городской акватории, вид на Сёдермальм с пристани (7)

Stockholm_1_11 Guardian
Королевский дворец (11), почётный караул

Stockholm_1_12 Stockholm_1_12
Вид на Королевский дворец и здание суда, остров Хельгеандсхольмен (12)

Stockholm_1_13Stockholm_1_13
Вид на Ратушу и северо-восточную оконечность Гамла Стана с точки (13)

Фактически всю первую половину дня я провёл в Гамла Стане. После возвращения автобуса с остатками группы, у нас была ещё достаточно интересная пешеходная экскурсия, которая позволила по-новому взглянуть на уже исследованные места. А после я отправился в центральную, деловую часть города. Там, конечно, уже совершенно другой Стокгольм – красивый, современный, но впрочем, не сказать, чтобы чем-то отличающийся от сотен других городов. Всё-таки, лицо Стокгольма – это в первую очередь, Гамла Стан. Но мне было интересно ещё одно любопытное место Стокгольма – метро, или, как его называют шведы, tunnelbana. Начать я решил с самого сердца Стокгольмской подземки и транспортной системы вообще – с железнодорожного вокзала (14). Там я сразу приобрёл карту на 24 часа за 115 крон, которая позволяла мне пользоваться любым видом общественного транспорта города, включая пригородные электрички, безлимитно в течение суток. И спустился в метро.

Надо сказать, в Стокгольме три разделяющиеся ветки – зелёная, красная и синяя. Меня интересовала синяя – самая глубокая и знаменитая тем, что станции там выбиты напрямую в скалах.  Вообще, есть распространённый штамп, что Стокгольмское метро – это самая длинная в мире картинная галерея. Здесь и впрямь много картин и различных экспозиций, но всё-таки это всё можно встретить частично и в той же Москве, а вот станции в скалах – это что-то новое и очень захватывающее дух.

Tunnelbana Tunnelbana
Станции синей ветки стокгольмского метро - T-Centralen (14) и Radhuset

Самая красивая станция – безусловно, T-Centralen. Своды здесь окрашены в синий цвет с очень красивым орнаментом в главном зале.

Также весьма впечатлили смежные с ней Radhuset, окрашенную в красный и конечная синей ветки Kungstradgarden, окрашенную в зелёный. Дальше по синей ветке есть и ещё станции в скалах, но уже не имеющие яркой окраски и несколько блекнущие перед тремя центральными красавицами, но тоже достаточно любопытные.

Tunnelbana Tunelbanna
Поезд стокгольмского метро

Исследованием метро и короткой прогулкой по Гамла Стану от станции до автобуса и завершилась первая половина дня, после чего надо было ехать в гостиницу. Между тем, смеркалось – закаты, как и рассветы, в городе очень ранние из-за особенностей часового пояса: после 15:00 здесь темнеет стремительно. Везли нас далеко и долго – к северу от города, в гостиницу Scandic, что в пригородной коммуне Соллентуна. После короткого отдыха и визита в местный универсам посмотреть, чем питаются простые шведы, настало время нового захода в город, на этот раз уже в ночной.

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

  Хорошенько выспавшись и отдохнув, соединился с товарищами из группы, сели в подошедший, согласно договорённости, автобус и поехали в город. В этот день должна была состояться обзорная экскурсия по Хельсинки. После этого наша группа, которая ехала по программе 2 дня Хельсинки – 2 дня Стокгольм – 1 день обратно, должна была вновь сменить автобус и экскурсовода, на этот раз окончательно. Собственно, начать экскурсию мы планировали практически сразу же по приезду в центр – надо было только посадить ещё несколько небольших групп. Вот тут, правда, начались накладки. Оказалось, в автобусе меньше посадочных мест, чем в объединённой группе было человек. После пусть и небольшого, но выяснения отношений (увы, наш народ не в состоянии порой решать без этого проблемы), решили всё-таки, что наша группа из 7 человек дождётся своего автобуса и поедет на экскурсию уже на нём.

К счастью, автобус слишком долго ждать не пришлось, и уже силами нашего нового гида – Эры Викторовны - экскурсия началась. Честно говоря, я невысокого мнения о подобных обзорных автобусных экскурсиях по городам, и в данном случае эта экскурсия тоже ничего особенного собой не представляла. Остановок было по сути 3 – одна у той же самой Сенатской площади с Кафедральным собором, а вот две другие – в новых для меня местах. Первым был посещён памятник композитору Яну Сибелиусу

Helsinki_09 Sibelius


Не сказать, чтобы памятник очень фотогеничный, однако достаточно оригинальный – изваянию лица самого Сибелиуса отводится достаточно скромное местечко рядом с основной частью – органными трубами.

Вторым объектом маршрута стала знаменитая церковь в скале. Экстерьера у неё, как такового нет, однако внутри выглядит, пусть и достаточно аскетично, но необычно, поскольку естественными стенами храма стали скалы.

Helsinki_09

Экскурсия подошла к концу, и на этой, в общем-то, достаточно скромной ноте программа дня по Хельсинки была завершена. Какой же я молодец, что выехал из отеля в город прошлым вечером! Остальные ведь так и не рискнули этого сделать и в итоге довольствовались достаточно скудной программой для двух-то дней пребывания в Хельсинки.

А нас ждал Турку. Хотя не столько город, сколько паромный терминал в этом городе, с которого мы должны были отправиться в Стокгольм. Через два с небольшим часа переезда мы были там. В Турку удалось лишь на 10 минут выйти у величественного, как внутри, так и снаружи, Кафедрального собора – главной церкви всей Финляндии.

Turku_01

Паром нам достался самый крупный в мире в своём классе – 13-палубная красавица Silja Europe. На борту – всё, что угодно душе: от магазинов и ресторанов до ночных клубов. Отдельно хотелось бы отменить магазин Tax Free. На самом деле, правильнее было бы его называть Duty Free, поскольку все налоги из стоимости здесь уже вычтены, и на границе никаких дополнительных действий совершать с купленными товарами уже не нужно было (как при классической системе Tax Free). Очень жаль, что дело было зимой – весь путь пролегал в кромешной темноте, и не было никакой возможности полюбоваться красивейшими пейзажами Балтики с мелкими островками и деревеньками на них.

Silja Europa
Silja Europa (источник, автор - Рикардо Альварес)

rooms interier
Внутренние помещения парома

deck surface
Открытые палубы: 6-я и 13-я

room
Номер категории B2

clock
Часы в холле 8-й, ресторанной палубы. Показывают финское и шведское время

А вообще сперва нас ожидал прекрасный ужин типа шведский стол, где было всё, что душе угодно, даже лёгкий алкоголь в виде пива и двух видов сухого вина. Кстати, как нам рассказывал наш ещё первый экскурсовод Николай, «шведский стол» - это чисто русское выражение, и дословный перевод «swedish table» смысла не имеет (хотя местный обслуживающий персонал уже знает, что это означает). На английском это понятие звучит как «buffet» - буфет.

После знатного ужина  и прогулки по парому, пришло время возвращаться в мою коморку-каюту и отходить ко сну – завтра ожидало быть сверхинтересным: впереди был шведский берег.


Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

Вернуться в С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

    Выезд из Питера ожидался в 5 утра. Не самое приятное время, если честно, ведь единственный вариант добраться из Череповца на поезде был вечер 2-го числа. Дальше была прогулка по Питеру и мучительный «сон» в зале ожидания Московского вокзала. Но вот ночь закончилась, и я в автобусе.

Первая часть пути – самая муторная: нужно сначала примерно за 2,5 – 3 часа добраться до границы, отстоять очередь из автобусов на российском КПП, пройти таможенный контроль, после чего проследовать точно так же через финский пост – и вот она, Европа! Учитывая, бессонную ночь, двухчасовое ожидание прошло в полудрёме на одном дыхании, а сам паспортный контроль был, пожалуй, даже менее пристрастным, чем на украинской или абхазской границе. Не проверяли даже содержимое сумок – ни наши, ни финны.

Как бы там ни было, в районе 10 по финскому времени, которое, как известно, отстаёт от российского на 2 часа, мы были в Евросоюзе. Небольшой перекус в придорожном кафе – и айда дальше, на Хельсинки – ещё 186 км.

В Хельсинки подъехали уже ближе к часу дня к самому центру города – к железнодорожному вокзалу. Как оказалось, нашей группе из 7 человек предстояло расстаться с уже полюбившимся нам экскурсоводом Николаем и отмежеваться от группы, с которой ехали – через 3 часа за нами должен был прийти автобус до отеля. Таким образом, у нас оказалось время для самостоятельного путешествия по финской столице, чем я от души и воспользовался.

Надо сказать, что Хельсинки среди наших туристов почему-то не всегда воспринимается всерьёз как интересный туристический центр. Возможно, это потому, что в большинстве случаев он выступает в роли этакой перевалочной базы либо в Стокгольм, либо в другие туристические объекты Финляндии – многие автобусные туры просто проезжают мимо, ограничившись краткой обзорной экскурсией, по которой никакого впечатления о городе составить невозможно. Мне же с первого взгляда город показался весьма любопытным и интересным, и это впечатление меня нисколько не обмануло. Конечно, у города нет великой истории, да и большая часть достопримечательностей сосредоточена на относительно небольшой территории. И всё же он весьма колоритен.

Итак, как уже писалось, началось моё знакомство с городом на центральной площади – привокзальной. Отойдя от неё немного к югу, я полностью погрузился в хельсинкский центр – район с современными зданиями, но очень узкими улочками, отданными во власть трамвая, который является в центре города основным транспортом.

      Ниже приведена схема моего 3-часового турне по городу с фотоотчётом.

Helsinki-Route

Красная линия - дневной маршрут (6,0 км), синяя линия - вечерний (5,1 км)  -см. ниже

      Helsinki_10  Helsinki_06
Привокзальная площадь: башенные вокзальные часы, финский национальный театр (1)


Helsinki_01

Кафедральный собор, Сенатская площадь - главная достопримечательность Хельсинки (2)

Helsinki_02  Sea_05
Вид на набережну (3)

Sea_04
(4)
Helsinki_05
Вид на Успенский собор (4)(5)
Helsinki_03
Набережная (6)
Sea_06
Ледокольный флот (6)
Sea_03
Пристань у торговой площади, паром на остров Суоменлинна (7)
Sea_02  Sea_01
Паромы компаний Silja Line и Viking Line (фото снято в другой день) (8)

Конечной точкой маршрута стала торговая площадь, где я не преминул возможностью затовариться местными сувенирами и пообедать в местном «зимнем» кафе тефтелей из жареной оленины с финским пивом.

Тем временем, смеркалось и подходило время возвращаться к вокзалу. Подобно лирическому герою песни Трофима, прыгнул «на шару» в трамвай маршрута №3 и помчался по небольшому крюку почёта по городу и вернуться к вокзалу. Трамвай в Хельсинки прекрасен. Разве его можно сравнить с нашими старыми, дребезжащими по плохим рельсам чудовищами – «утюгами» КТМ-5, да и другими изделиями, которым, по существу, место уже давно в копровом цеху Череповецкого меткомбината?.. А пока быстрый, комфортный трамвайчик мчал меня по улочкам Хельсинки, я тщетно искал глазами кондуктора. Не дождался. Оказывается, платить (или предъявлять купленный заранее билет) надо было водителю – но выяснил я это, когда уже вышел из вагона. Так что прокатился я зайцем. К слову проезд стоит 2,70 евро, а штраф – 80 евро. Так что за мной не повторяйте, пожалуйста. В случае чего, я предупреждал J


Tram_02   Tram_01
Трамвай Хельсинки

Tram_03
Такое табло можно встретить на каждой остановке - показывает, сколько времени осталось до прихода следующего трамвая



Далее на вокзале встретился с другими членами группы и новым гидом Светланой и отбыли в отель Cumulus Airport на окраине города. Собственно, отель располагался даже не в самом Хельсинки, а в городе-спутнике Вантаа, рядом с международным аэропортом.

На часах было всего каких-то 5 вечера, когда мы окончательно разместились в гостинице – то есть времени до вечера был ещё вагон. Для начала решил зайти в местный продовольственный гипермаркет, после чего погулять по городу. В Вантаа, как оказалось, делать было совсем нечего. Ну и ничего удивительного. Это по сути и так аналог подмосковных Мытищ, а отель ещё и находится достаточно далеко от его центра. Поэтому возникло громадное желание уехать обратно в Хельсинки.

Надо сказать, что автобусное сообщение в Финляндии работает, как часы. Автобусы почти всегда ходят чётко по обозначенному на остановке расписанию. Так же практически везде висят максимально подробные схемы маршрутов. Одна незадача: все надписи только на финском и шведском языках. Вот шведский меня и выручил – его слова хотя бы можно как-то сопоставить с  английскими аналогами, в отличие от языка Суоми. Удалось достаточно быстро установить, что от отеля до ЖД-вокзала ходит 615-й автобус. Стоимость проезда оказалась близкой к фантастической – 4,5 евро, но приехал я сюда явно не деньги экономить – сел и помчался навстречу ночному Хельсинки. 25 минут – и вот я снова в центре. На всё про всё у меня было 1,5 часа, и за это время удалось вдоволь насладиться ночным городом. Ведь если днём Хельсинки достаточно холоден и сдержан, то ночью, озарённый неповторимой иллюминацией – это просто город-праздник. И даже заморосивший дождь не испортил впечатления.

Особенно впечатлило лазерное шоу на центральной площади с отображением картин на уже знакомый нам кафедральный собор под величественную музыку.


            Helsinki_04
        Национальный музей Финляндии (9)

     Helsinki_07

Кафедральный собор, лазерное шоу (2)

    Helsinki_08

Вид на Сенатскую площадь и памятник Александру II со стороны собора (2)

Между тем, всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и надо было двигаться обратно в Вантаа, на том же самом 615-м автобусе. Вот так и закончился первый день поездки. Первый день моего пребывания за пределами Родины.

Хотя честно говоря, порой казалось, что я по-прежнему в России – столько в Хельсинки русских… Практически в центре русскую речь можно было услышать на каждом шагу, и наших в районе туристических объектов едва ли не больше, чем самих финнов. Да и обслуживающий персонал очень часто как минимум знает несколько слов на русском, а как максимум даже в состоянии изъясняться. Причём касается это, забегая чуть вперёд, как Финляндии, так и Швеции.

Вернуться в: С визитом в Скандинавию 03-07.01.2013

____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

География моих поездок, сравнительно обширная, до сей поры имела существенный изъян – в ней не было выездов за границу. Беларусь, Украина, Абхазия – эти страны на подсознательном уровне у человека, ещё помнящего развевающиеся красные флаг над зданиями администрации тяжело считать с зарубежьем. Хотелось открыть для себя новый мир, новую культуру, поэтому желание выбраться за пределы Родины было очень большим. И вот наконец свершилось! Реализовать своё желание я решил в рамках 5-дневного автобусного тура от «Викинг Трэвел» по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Стокгольм по следующей программе:

1 день:  Выезд из Санкт-Петербурга в 5:00 утра, прибытие в Хельсинки. Ночёвка в пригороде Хельсинки.

2 день: Хельсинки, переезд в Турку, посадка на паром Silja Line до Стокгольма

3 день: Прибытие в Стокгольм, экскурсии по городу, к вечеру заселение в отель в пригороде Стокгольма.

4 день: Время в Стокгольме, посадка на паром до Турку.

5 день: Прибытие в Турку, продвижение в сторону российской границы, прибытие в Санкт-Петербург

Finland - Sweden_route
синяя линия - перемещение автобусом, белая линия - паромом


О том, как это было, и посвящены последующие 5 глав моего рассказа с подробным фотоотчётом.

ДЕНЬ 1  -   3 января 2013 года. Хельсинки
ДЕНЬ 2  -   4 января 2013 года. Хельсинки - Турку
ДЕНЬ 3  -   5 января 2013 года. Стокгольм
ДЕНЬ 3  -   5 января 2013 года. Ночной Стокгольм
ДЕНЬ 4-5 - 6-7 января 2013 года. Стокгольм - дорога домой

Гагра

Вернуться в: Города Абхазии

Как правило, мои предыдущие статьи, в которых описывались какой-либо город или природная достопримечательность, содержали массу положительных отзывов и почти лишены критики – писать о неинтересных, с моей точки зрения, местах мне попросту неинтересно. Однако эта статья будет, пожалуй, исключением. Честно говоря, о Гагре что-либо писать не очень-то и хотелось, но упускать в своём обзоре самый популярный абхазский курорт было бы неправильно.

Вообще, надо сказать, Гагра для меня – какой-то нефартовый город. Помнится, когда в 2009 году здесь была остановка на экскурсии, он для меня запомнился только спешкой, которая из-за задержки на границе была неизбежна, не самой лучшей погодой, да слишком затянутым сервисом в местном кафе. Прогуляться тогда толком и не получилось. В августовской поездке-2012 Гагра стояла обязательным пунктом, поэтому на этот раз предполагалось всё-таки с городом ознакомиться поподробней. Не самая лучшая погода преследовала меня и тут. Ну кроме шуток: каждый раз, когда я приближаюсь к этому городу, небо заволакивают тучи – хорошо, если без дождя; стоит только удалиться хотя бы на десяток километров, всё налаживается J

То, что город просто отказывается меня как следует принимать, я понял сразу после высадки из маршрутки Сухум – Псоу у главной гагрской достопримечательности – колоннады: спустя минуту после выхода обнаружилось, что часть моего багажа благополучно проследовала в сторону российской границы, а через 10 – то, что катер в Сочи в этот день по неведомым причинам не пришёл, что сулило мне не самую приятную поездку на перекладных через Псоу.

Ну что ж, хоть я человек и не злопамятный, но если город ко мне столь негостеприимен, то я в долгу не останусь и отвечу достаточно критической статьёй.

Во-первых, достопримечательности. Надо сказать, что в самой Гагре я насчитал их ровно… две с половиной. Первая – колоннада, которая заставлена со всех сторон машинами так, что надо здорово потрудиться, прежде, чем найти благоприятный ракурс для фото. Вторая – ресторан Гагрипш, располагающийся неподалёку – вот он действительно красив. Двух-с-половинная – это полуразрушенное здание театра прямо напротив колоннады.

Gagra10 Gagra11

Раз...
Gagra09

Два...

Gagra06

   Два с половиной...   


Рядом, впрочем, довольно красивый парк, раскинувшийся рядом с морем, но достаточно неблагоустроенный – так что учитывая и без того шикарное буйство растительности Абхазии, такой парк сильно не удивит.

Gagra01 Gagra05

Во-вторых, общее состояние города. В Гагре, как и в Сухуми, во время войны велись боевые действия. Только если в столице была самая, что ни есть, война, то в Гагре – просто высадка грузинского десанта. Однако полное ощущение того, что всё было наоборот. Если в Сухуме видна работа над благоустройством города, то про Гагру ничего подобного сказать нельзя. И если в Сухуме и попадаются здания, что подходят для эпизода «25 лет спустя» к фильму «Жизнь после людей», то в Гагре аналогичные здания тянут на все «100 лет спустя». Вот, например, прекрасное в прошлом здание в Старой Гагре, запущенное до состояния полного беспредела.

Gagra02 Gagra04
Два с хвостиком...


Сам же город почему-то местами напоминал «Сити-17» из постапокалиптического «Халф-Лайф 2».

Gagra07
Где моя красная монтировка?!.. :)

            
В-третьих, структура самого города. Надо сказать, что Гагра находится в очень живописном месте, где горы подходят вплотную к морю. Однако такое расположение вносит отрицательную черту в городскую логистику: городу просто негде размещаться, что в итоге привело к тому, что маленький, в общем-то, город растянулся вдоль моря на добрый десяток километров. Причём исторически Гагра делится на две части: Старую и Новую. Старая находится ближе к России – и именно там находится колоннада и вообще всё, что может вызвать здесь интерес. Но здесь практически никто не живёт.

Gagra08
Гагра. Вид на городское побережье и окружающие его горы со стороны Старой Гагры

 
Новая Гагра находится дальше – в том месте, где побережье начинает удаляться от горного хребта, оставляя место для городской застройки. Именно здесь кипит жизнь: расположены магазины и торговые ряды и кафе, а также железнодорожная станция. Но вот гулять здесь практически негде: в этой части города ничего интересного найти не удалось. Отсутствует в Гагре и набережная в полном смысле этого слова.

Gagra03
Побережье в Новой Гагре

Учитывая расстояние, преодолеть его пешком не представляется возможным (особенно, учитывая, что идти надо вдоль трассы, что делает это удовольствием ниже среднего), поэтому между Старой и Новой Гагрой придётся перемещаться на маршрутках, проезд в которых стоит, ни много, ни мало, 20 рублей.

В общем, Гагра, скажу прямо, меня разочаровала. Нет, нельзя, конечно, сказать, что здесь всё плохо: конечно, природная составляющая у Гагры довольно богатая, однако как город  она довольно маленькая, неудобна и скучна.

Между тем, многие едут отдыхать именно сюда: так, например, из поезда, которым я добирался в Абхазию, 2/3 пассажиров сошло именно здесь. Что ж, если основная цель – лежать дни напролёт около моря, то Гагра вполне сгодится: галечные пляжи здесь хорошие (впрочем, как и везде по Абхазии), а народу всё равно относительно российских и украинских курортов мало.

Объяснить стремление гостей Абхазии остановиться именно здесь могу только брендом: Гагра действительно на слуху. Однако если Вы выбираете место для отдыха в Абхазии, то предпочтите Гагре всё-таки Сухум – право слово, не пожалеете.

Вернуться в: Города Абхазии


____________________________________________________________________________
Двигаться  вдаль - лучшая цель, чтобы в трясине будней не пропасть
(В.Кипелов)

Profile

eysmont14
Дмитрий Эйсмонт

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow